Большинство историков согласны, что «Скорчившийся мальчик» был создан для Новой сакристии в церкви Сан-Лоренцо.
Сан-Лоренцо — это семейная базилика Медичи. Она находится в двух шагах от их дворца. Именно в эту церковь они ходили на мессы, именно там исповедовались, причащались, венчались; там же их отпевали и там же почти все они похоронены.
Почему в базилике? Это было довольно распространенной практикой. Медичи были банкирами, что сильно осуждалось церковью. Давать деньги под проценты считалось делом небогоугодным, серьезным препятствием к спасению души. Уладить этот вопрос с высшими силами можно было с помощью пожертвований и благотворительности. А также обретя последнее пристанище на освященной земле, то есть в храме. Семьям это влетало в копеечку — но и цель была высокая.
Новая сакристия — это место погребения одного из самых выдающихся представителей рода: Лоренцо Великолепного. Он покоится рядом со своим братом, Джулиано, с одним из своих сыновей и одним из внуков.
Неудивительно, что для оформления этого пространства был приглашен Микеланджело. Он считал Лоренцо вторым отцом. Именно Великолепный приметил юного скульптора, выделил ему комнату в своем дворце, ввел его в круг философов, интеллектуалов, художников, дал таланту расцвести.
Заказ на оформление этого небольшого мавзолея Буонарроти получил в 1520 году. Он подошел к проекту очень серьезно: взял на себя архитектурное, скульптурное оформление, а также философскую концепцию.
Ему тогда было 45: за плечами был Давид и потолок Сикстинской капеллы. Он уже достиг вершины своего творческого пути. Опыта и энергии было достаточно, чтобы как следует почтить своего покровителя.
К сожалению, планам было не суждено сбыться. В 1534 году Микеланджело навсегда покинул Флоренцию, оставив проект незавершенным.
Позже Медичи велели Вазари довести сакристию до ума. Добросовестный Джорджо взял рисунки Микеланджело и попытался расставить по ним имеющиеся скульптуры. Но так как многое осталось на стадии эскизов — получилось нечто по мотивам изначального проекта. Общая задумка флорентийского гения считывается хорошо, но многих деталей не хватает.
Продолжение следует...